Продавец шпилек (pintrader) wrote,
Продавец шпилек
pintrader

РОКСОЛАНА

Сулейман Великолепный

Телеканал «Домашний» запустил турецкий сериал «Великолепный век» про султана Сулеймана и его жену Хюрем, за пределами Турции известную как Роксолана.

Надо признать, что это «мыло» значительно добротнее аналогичного украинского сериала, который был совсем ниже плинтуса и снимался где-то в Крыму в имитации провинциального бахчисарайского дворца. Тогда как этот сериал снимался похоже в аутентичны интерьерах старого императорского дворца Топкапы на фоне расписной кафельной плитки, которой были облицованы практически все внутренние помещения гарема (изникские изразцы).

Идеология

Интересна так же интерпретация османской внешней политики в турецком массовом продукте. В православном мире османов всегда показывают варварами и садистами. И если бы сняли штурм Белграда, то показали бы какие-нибудь колья с головами защитников крепости, или вырывание языков неверным, или страдания угнанных в рабство крестьян.

В турецком же варианте - Возрождение наступило не в Европе ХVII века, а в Османской империи на сто лет раньше. Мудрый султан лично запрещает своим солдатам грабить завоеванные города и освобождает захваченные территории от налогов.

Рабство

Интересно посмотреть на интерпретацию рабства. Судя по фильму для рабов существовали скоростные социальные лифты.

Вообще, в Османской империи не было системы дворянства и аристократии как таковой. Были, конечно принцы крови и крупные феодалы, но акцент делался не на них, а на чиновничество. Чтобы стать чиновником или получить надел земли с крепостными, насколько я понял, дворянином быть было не обязательно (в отличие от той же Российской империи).

Так достаточно сказать, что рабыня из гарема могда родить султану наследника, а раб - в этом фильме Ибрагим - стать главным визирем (премьер-министром), с добавлением титула «паша». Это такой вариант личного дворянства, практиковавшийся в Высокой Порте. При этом даже до конца не понятно, дали Ибрагим-паше вольную или он так и работал премьер-министром, оставаясь рабом.

Достаточно вспомнить, что янычары, изначально формировавшиеся за счет рекрутированных насильно детей из православных семей, насильно обращенных в суфизм, имели статус «рабов султана». Хотя некоторые из них достигали в империи самых высоких постов.

Массовое сознание

На примере фильма можно проследить историю Роксоланы в массовом сознании.

В 70-х годах прошлого века авторизированный перевод романа Павла Загребельного «Роксолана» на русский язык был «макулатурным» дефицитом (чтобы получить заветную книгу надо было сдавать макулатуру в обмен на специальные талончики). При этом украинский оригинал долго еще продавался в украинских книжных. Это была повсеместная практика на Украине - народ традиционно гиб в битвах за «Трех мушкетеров» на русском, тогда как на украинском все это пылилось на прилавках.

Так вот тогдашняя трактовка событий выносила однозначный приговор - трагедия несчастной украинской девушки, угнанной басурманами в полон. Книга была на самом деле гораздо многомернее этой трактовки, но в сухом остатке был именно такой пафос.

Отголоски этой советской трактовки в стиле «в борьбе обретем мы счастье свое» сквозил еще в начале 90-х в попсовом шлягере в исполнении украинской певицы Ирины Билык: «Годi вже, набулась я в полонi».

Сейчас же, в новой реальности произошла настолько глобальная переоценка ценностей, что легендарную судьбу Роксоланы трактуют прямо противоположно - вот как «поднялась» девка. Подцепила иностранца. Да не просто иностранца, а султана. Да не просто подцепила, а даже вышла замуж.

Легендарность

Удивительно, насколько судьба Хюрем легендарна и собрана из осколков мифов. И это несмотря на мощный бюрократически аппарат тогдашней Османской империи. Несмотря на артефакт в виде гробницы Сулеймана и его жены в пределе удивительно красивой мечети работы великого Синана «Сулеймание».

О первом периоде ее жизни толком ничего не известно. Она то ли Анастасия, то ли Александра, то ли с территории современной Западной Украины, то ли нет. Неизвестно какой язык для нее родной. В книжке польского автора - она полька, в книжке украинского - украинка. В турецком сериале сначала славянка, потом то ли руска (я специально написал с одним «с» - так вроде бы называли в то время современных украинцев), то ли русская. А на каком-то форуме вообще написано, что она черкешенка.

Что кстати, напоминает о версии о происхождении запорожского казачества от черкесов, основавших город Черкасы и успешно встроившихся в украинский генофонд.

Версии

Возникает вопрос - почему такая разноголосица? У меня есть две версии. Первая - сокрытость, даже сакральность гарема. Историки не могли в полной мере документировать деятельность его обитательниц, потому что элементарно туда не допускались.

Вторая версия - особенности османской и кстати нынешней турецкой национальной политики. Ведь, если дальнейшая судьба Роксоланы - более-менее известна, то именно первый период жизни Роксоланы - это сплошное белое пятно.

Дело в том, что в империи и современной Турции была и есть последовательная политика тотальной тюркизации населения. Провозгласив «Турция для турок» после революции, Мустафа Кемаль Ататюрк лишь повторил хорошо усвоенный урок.

Речь идет о политике тотальной ассимиляции, когда представитель любого народа для успешной жизни в тюркском социуме обязан быть тюрком. Если так случилось, что он грек, армянин или еврей - его просто терпят. Самим обществом создаются такие условия, когда представителю нетитульной нации выгоднее стать представителем титульной, оставив свою национально-культурную принадлежность за рамками общественной жизни, за рамками публичного пространства.

В этом свете, отсутствие задокументированных данных о до-тюркском периоде жизни Роксоланы выглядит вполне логичным. В контексте официальной государственной идеологии этого периода ее жизни просто не существует. Она символически родилась, когда выучила османский язык, приняла ислам и осознала себя представительницей тюркского мира.


PS. Это набросок. Профессиональная критика приветствуется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments