Продавец шпилек ([info]pintrader) wrote,
@ 2006-01-12 21:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мастер и Маргарита


Взял я наконец в прокате "Мастер и Маргарита" - первые четыре серии. Я вообще не понимаю, а почему народ спорил, хороший фильм или плохой? Разве не очевидно, что плохой? Т.е. не настолько плохой, как "Бандитский Петербург", до тошноты, там совсем в запредельные минуса уходит, но настолько плохой, что уже видна та грань за которой эта тошнота начинается. Так и ждешь, что вместо: "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат", герой сейчас произнесет: "Антибиотик знал, что самому ему Воланда не убрать. Слишком большой тот имел авторитет в преступном мире. Но Антибиотик умел загребать жар чужими руками и через своих людей в московской милиции послал информацию на самый верх - Лаврентию Павловичу Берии".

Разбирать подробно сил никаких нет. Я уже написал, для меня это очевидно, а анализируя очевидное, не покидает ощущение банальности происходящего. Поэтому, не вдаваясь в детали, остановлюсь на общем: на проблемах визуальной интерпретации булгаковского текста. Дело в том, что роман написан довольно легко. Эта легкость опирается на тяжелую готическую конструкцию. Плюс историческая линия создающая третье измерение. Опорные моменты этой конструкции - аттракционы в эйзенштейновском понимании этого слова делают роман именно кинематографичным, очень удобным для экранизации. Достаточно продумать визуальное решение аттракционов и все что между ними подать в легком ключе, как в швейцеровском "Время, вперед!" и "Золотой Теленок" или как кустуриевскую буффонаду. Тут не надо изобретать велосипед. У Бортко же получилось натужно реалистично. В итоге, когда легкий текст пытаются интерпретировать тяжеловесно, исчезает настроение и происходящее вязнет в липкой жвачке.

Ну вот, к примеру, сцена встречи Мастера с Маргаритой. С точки зрения реалистического романа, эта сцена - провал. В жизни так не бывает, или бывает, но как казус в стиле фантазий прыщавого пикапера. В контексте же буффонады разыгрываемой автором, эту сцену легко представить. В данном случае Булгаков не убеждает читателя в мотивированности происходящего, а скорее дает тому пищу для романтического переживания. Всей книгой Булгаков как бы настраивает читателя на три регистра - возвышенно-духовный, абсурдно-комичный и готический. И эта сцена как и все другие резонирует в воображении читателя, то есть, читатель резонирует трем насторениям сразу, создавая объем восприятия.

Что же нам предлагает режиссер? Постный кинопересказ событий. Идет по улице Мастер, навстречу Маргарита. Довольно далеко друг от друга. Вдруг они поворачиваются, видят друг друга и между ними вспыхивает любовь. Не верю - хочется подавить зевок. То же самое со всеми остальными сценами. Как я уже писал Булгаков задает три настроения, создающие объем читательского восприятии. Бортко же не создает ничего. Режиссеру необходимо было продумать в каком визуально-стилистическом решении будут решены три линии романа. В результате же все они решены в болотце "Бандитского Петербурга". Роман просто схлопнулся. Одномерность полная.



(Post a new comment)


[info]mancunian
2006-01-13 03:05 am UTC (link)
Хорошо, что я не смотрел "Бандитский Петербург"! Впрочем, мне трудно представить, зачем его вообще может кому-то в голову посмотреть. В отличие от сабж.

(Reply to this) (Thread)


[info]wealth
2006-01-13 03:10 am UTC (link)
Понравилось?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mancunian, 2006-01-13 03:12 am UTC
(no subject) - [info]wealth, 2006-01-13 03:13 am UTC
(no subject) - [info]mancunian, 2006-01-13 03:16 am UTC

[info]wealth
2006-01-13 03:13 am UTC (link)
Можно ламерский вопрос? Спасибо.
Что Вы вкладываете в слово "готичный"? В каком смысле? На примере, если не трудно.

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-13 03:39 am UTC (link)
писал быстро, за двадцать минут. Поэтому не стал особо править стилистику и терминологию. Первое, что пришло в голову, чтобы обозначить нечистую силу - готика. Готический роман: "Молодой Франкенштейн" Мери Шелли, далее "Дракула" Брема Стокера и так далее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]my_virtual, 2006-01-13 06:33 am UTC
(no subject) - [info]kouzdra, 2006-01-13 08:19 am UTC
(no subject) - [info]kouzdra, 2006-01-13 08:22 am UTC
(no subject) - [info]pintrader, 2006-01-13 12:57 pm UTC

(Reply from suspended user)

[info]pintrader
2006-01-13 04:02 am UTC (link)
Ее можно увидеть.

Линию Христа, через крупные планы, как "Опасные связи" Стивена Фрирса. Или через псевдодокументальность, как "Мой друг Иван Лапшин" Германа.

Готику - пластикой. Полупантомима. Воланд-Коровьев-Бегемот. Алехандро Ходоровский, Марсель Марсо, да хотя бы "Королева Марго" Патриса Шеро - там актеры взаимодействуют телами. Почему пластика? Потому что инфернальный мир для нас передается через эмоции, а не через слова. Это астральный мир, в первую очередь, а не ментальный. Поэтому акцент надо делать на язык тел, а не нарратив.

Сатирическую линию. Ну полно примеров. Швейцера и Кустурицу я уже привел. Еще можно вспомнить довольно многих.

Я уже не акцентирую внимание на "Дюне" Дэвида Линча, на Шванкмаере, на "Носферту" Вернера Херцога, на "Ребенке Розмари" Романа Плянского...

Я привожу уже готовые рецепты. А есть еще и авторские решения. Если режиссер - художник.

"Мастер и Маргарита" - поддается экранизации. Это не стихи Томаса Элиота. Кинематограф из романа прет. Все же Булгаков хороший драматург, он не мог и не собирался избавляться от сочной визуальности образов.

Я примерно понимаю ваш скептицизм. Он идет от распространенной легенды, что "Мастер и Маргарита" роман исключительный, у него статус такой. Скажем так, "Лолиту" на порядок сложнее экранизировать, чем "Мастера". Там как раз фактура литературная, в отличие от...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Reply from suspended user)

[info]cinemato
2006-01-22 11:15 pm UTC (link)
А где Вы смотрели МиМ Кары? Не посоветуете ли, как найти...

(Reply to this) (Parent)


[info]hannibal_lector
2006-01-13 03:56 am UTC (link)
от себя добавлю - подбор актеров - - 1.

(Reply to this)


[info]piligrim
2006-01-13 04:27 am UTC (link)
Да, согласен.

(Reply to this)


[info]peter_floyd
2006-01-13 05:36 am UTC (link)
Спрашивается, зачем смотреть? Я скажу так: разве не было с самого начала ясно, что кино получиться плохое? Что за нездоровая потребность убеждаться во всем самому? Это обращение не столько к тебе лично, сколько ко всем этим зрителям, любящим Булгакова. Только они не Булгакова любят, а что-то другое.

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-13 12:58 pm UTC (link)
я вообше люблю смотреть движущиеся картинки

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]peter_floyd, 2006-01-13 03:46 pm UTC

[info]kabyz
2006-01-13 06:31 am UTC (link)
Отрадно, что у нас с Вами практически одни и те же претензии к фильму. Экранизация голого текста, без эмоциональной и ритмической его составляющих породило весь этот мрачноватый паноптикум от Бортко.

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

[info]wvoldo
2006-01-13 06:43 am UTC (link)
Мда...не буду себе брать, разум целее будет

(Reply to this)


[info]sekvoya
2006-01-13 06:46 am UTC (link)
Хорошо про три линии романа. три настроения.
я не могла объяснить недавно в споре почему мне не понравилась экранизация ММ, приводила примеры неудачного подбора актеров, слабость графики, ужасный кардебалет шабаша.. и понимала, что не могу всё равно объяснить.

теперь поняла. :)

(Reply to this)


[info]niels_bor
2006-01-13 06:55 am UTC (link)
Лучшая рецензия, которую я читал!

(Reply to this)


[info]polia
2006-01-13 07:30 am UTC (link)
согласна

но есть другой фильм, очень странный и очень хороший, как говорят те, которым удалось посмотреть
Воланд - Гафт, Маргарита - Вертинская, Пилат - Ульянов...
но что-то произошло на съемках, все переругались,по пустякам
фильм закончем и пылиться где-то на полках мосфильма (кажется)

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-13 01:25 pm UTC (link)
ну, кстати, недавно у Житинского (еше один фоннат кино) обсуждали - говорят, откровенно плохо. Да и что Кара может снять? Он же бездарь, в отличие от...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]polia, 2006-01-13 02:30 pm UTC
(no subject) - [info]pintrader, 2006-01-13 02:42 pm UTC
(no subject) - [info]sunch, 2006-01-13 06:59 pm UTC

[info]dr_tibibo
2006-01-13 07:37 am UTC (link)
"Ну вот к примеру сцена встречи Мастера с Маргаритой... В жизни так не бывает..." Именно так Булгаков познакомился с (запамятовал фамилию), которую многие считают прототипом Маргариты. Ну, прототип-не прототип, а сцену знакомства она узнала сразу.

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-13 01:01 pm UTC (link)
тоже легендами обросло
где пишут?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dr_tibibo, 2006-01-13 01:05 pm UTC
(no subject) - [info]pintrader, 2006-01-13 01:16 pm UTC

[info]gammae
2006-01-13 08:06 am UTC (link)
я на первую серию опоздала, а мама смотрела.
я её спросила, как мол.
она сказала - "как-то очень просто"

наверное, реализм - не лучший художественный метод для экранизации Булгакова.
хотя - "Собачье сердце"?

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-13 01:02 pm UTC (link)
Собачье Сердце - пьеса комедийная. Она так и решена. А тут вот посложнее оказалось.

(Reply to this) (Parent)


[info]anakity
2006-01-13 08:44 am UTC (link)
Блин! Вот оно ключевое - трехмерность! И противостоянием - одномерность. Схлопнутость. Спасибо.

(Reply to this)


[info]abryss
2006-01-13 11:30 am UTC (link)
фильм ужасный.
причём я - в силу того, что криво сделанные "спецэффекты" резали глаз, даже не смогла смотреть глубже них. когда тётка криво откеена и летает с разблуренной жопой... ну, уже не до её переживаний. Каковые показались мне такими же бракованными, как и её жопа.

Такие дела.

(Reply to this) (Thread)


[info]pike_the_great
2006-01-13 02:02 pm UTC (link)
я думал, это для телевидения блур наложили. в видео-версии тоже он есть? ну и дебилы.
а рожа у неё крокодилья.
и воланд совсем не демонический получился, хотя и страшный.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]abryss, 2006-01-13 02:09 pm UTC
(no subject) - [info]abryss, 2006-01-13 02:10 pm UTC

[info]sunch
2006-01-13 07:02 pm UTC (link)
а вот на мой взгляд, сцена знакомства - одна из самых пронзительно-романтических в отечественной литературе. и фарса там не больше, чем в среднестатистической влюбленности

что, впрочем, лишь в очередной раз подчеркивает гиблость самой идеи экранизации

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-13 08:17 pm UTC (link)
я не писал про фарс
я писал про контекст
а так, да, трогательная сцена
сентиментальная

(Reply to this) (Parent)

Мастер?
(Anonymous)
2006-01-21 07:33 pm UTC (link)
Если коротко, то это "мыло" нельзя назвать (даже с большой натяжкой) кинопроизведением.
Здесь, пожалуй, подойдут другие определения: ХАЛТУРА,ЧЕРНУХА,и пр.

Все комментарии к этому "шедевру", множащиеся по многим СМИ в гоммерическом количестве, только усугубляют эффект этой низкопрофессиональной поделки сродни, разве, сюжетам для эстрады - "Кривому зеркалу" или "Аншлагу".

Это не только мое личное мнение. Так думают об этой экранизации десятки моих знакомых: от слесаря (с высшим образованием) до академика.

Искренне Эжен Николаевич Дуэ
gaseta@list.ru

(Reply to this)

Мастер и Маргарита
(Anonymous)
2006-01-25 02:49 pm UTC (link)
Я думаю,что "продавец шпилек" просто ничего не понял из фильма.Очень легко критиковать,но Бортко на самом деле создал Шедевр.

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-25 03:00 pm UTC (link)
подписывайтесь, подписывайтесь, а то понималка не вырастет
гы, онанимка

(Reply to this) (Parent)

Re: Мастер и Маргарита - (Anonymous), 2006-02-04 02:30 pm UTC
(no subject) - [info]pintrader, 2006-02-04 02:35 pm UTC

(Anonymous)
2006-01-30 02:39 pm UTC (link)
да...господин Продавец шпилек, ...далеко ушли... "..легко написано.."...ха-ха... это у Вас легко сказано.и не правда все это.. такое произведение нереально воспроизвести в точности, как задумал автор...у режиссера великолепно получилось.не каждый такое сможе....

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-01-30 02:46 pm UTC (link)
вы аноним, и этим не интересны
вам возражать - себя не уважать

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - (Anonymous), 2006-01-30 02:50 pm UTC
(no subject) - [info]pintrader, 2006-01-30 02:53 pm UTC

(Anonymous)
2006-03-21 11:55 am UTC (link)
Критиковать, значит учить автора делать так, как сделал бы САМ, если бы умел.
У Вас есть шанс сделать лучшую постановку. Вперёд. Но пока, я думаю, лучше нет. И ещё, наверное просмотрело этот фильм намного больше людей чем прочитавших книгу, если эти люди прочитают роман под впечетлением от фильма - это будет супер.

(Reply to this) (Thread)


[info]pintrader
2006-03-21 12:07 pm UTC (link)
вы сказали глупость про критику

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…